Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 9

В формирующем эксперименте приняли участие 32 учащихся десятых классов МОУ СОШ №4 г. Елабуга. Сравнительный анализ проводился между учащимися контрольного и экспериментального классов до и после формирующего эксперимента. Данные психодиагностического исследования показывают, что до проведения формирующего эксперимента цифровые показатели контрольной и экспериментальной групп учащихся различались в незначительной степени:

Рис. 1. Сравнительный анализ балловых показателей результатов теста дивергентного мышления учащихся контрольного и экспериментального классов до формирующего эксперимента.

Показатели:

оригинальность 26,8 – 26,6 = 0,2 балла

разработанность 12,5 – 11,4 = 1,1 балла

продуктивность 18,2 – 17,2 = 1,0 балла

были выше в контрольной группе, при этом максимальная разница между балловых показателей результатов теста дивергентного мышления учащихся контрольного и экспериментального классов до формирующего не превышает 1,1 балла.

Показатели же

беглость 12,3 – 12,0= 0,3 балла

гибкость 8,2 – 8,0 = 0,2 балла были выше в экспериментальной группе, максимальная разница не превышала 0,3 балла.

Таким образом, можно утверждать, что перед проведением формирующего эксперимента показатели развития творческих способностей по результатам теста «Творческое мышление» были практически одинаковыми.

После проведения формирующего эксперимента по развитию гибкости мышления учащихся старших классов мы находим значительные различия в числовых показателях контрольной и экспериментальной групп.

Рис. 2. Сравнительный анализ балловых показателей результатов теста дивергентного мышления учащихся контрольного и экспериментального классов после формирующего эксперимента.

Показатель беглости: 13.1 – 12.3 = 0,8 баллов роста

Показатель гибкости: 21.6 – 8.2 = 13.4 балла роста

Показатель оригинальности: 31.1 – 26.6 = 4.5 балла роста

Показатель разработанности: 19.3 – 11.4 = 7.9 баллов роста

Показатель продуктивность: 27.4 – 17.2 = 10.2 балла роста

Сумма: 97.1 – 71.3 = 25.8 балла роста.

В наибольшей степени выросли показатели гибкости, оригинальности, разработанности и развития (на 13,4; 4,5; 7,9 и 10,2 балла соответственно). Это подтверждает эффективность методов, выбранных для развития гибкости мышления учащихся в процессе проведения формирующего эксперимента. В ходе опытно-экспериментальной работы учащиеся научились выходить за границы предлагаемых заданий, добавлять значимые детали к целому.

Данные психодиагностического исследования методом самоотчета показывают совпадение характеристик контрольной и экспериментальной групп перед проведением формирующего эксперимента:

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов психодиагностического исследования методом самоотчета среди учащихся контрольного и экспериментального классов до формирующего эксперимента.

Показатели

любознательность 17,1 – 15,2 = 1,9

воображение 14,7 – 14,2 = 0,5

были незначительно выше в контрольной группе, разница составляла не более 0,3 балла.

Показатели:

сложность 17,6 – 15,2 = 2,4

рискованность 18,2 – 16,4 = 1,8

суммарный балл 63,6 – 60,2 = 3,4

были выше в экспериментальной группе, но имевшаяся разница не выходила за границы нормативных данных для опросника, приведенных авторами-разработчиками.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Методические рекомендации по формированию межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
гражданский воспитание межкультурный коммуникация Гражданское воспитание подростков, основанное на формировании межкультурной коммуникации, представляет собой открытую систему воспитания, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мир ...

Понятие о воспитании коллектива
Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения: 1. Коллектив не является протой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности ...

Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацион ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru