Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 9

В формирующем эксперименте приняли участие 32 учащихся десятых классов МОУ СОШ №4 г. Елабуга. Сравнительный анализ проводился между учащимися контрольного и экспериментального классов до и после формирующего эксперимента. Данные психодиагностического исследования показывают, что до проведения формирующего эксперимента цифровые показатели контрольной и экспериментальной групп учащихся различались в незначительной степени:

Рис. 1. Сравнительный анализ балловых показателей результатов теста дивергентного мышления учащихся контрольного и экспериментального классов до формирующего эксперимента.

Показатели:

оригинальность 26,8 – 26,6 = 0,2 балла

разработанность 12,5 – 11,4 = 1,1 балла

продуктивность 18,2 – 17,2 = 1,0 балла

были выше в контрольной группе, при этом максимальная разница между балловых показателей результатов теста дивергентного мышления учащихся контрольного и экспериментального классов до формирующего не превышает 1,1 балла.

Показатели же

беглость 12,3 – 12,0= 0,3 балла

гибкость 8,2 – 8,0 = 0,2 балла были выше в экспериментальной группе, максимальная разница не превышала 0,3 балла.

Таким образом, можно утверждать, что перед проведением формирующего эксперимента показатели развития творческих способностей по результатам теста «Творческое мышление» были практически одинаковыми.

После проведения формирующего эксперимента по развитию гибкости мышления учащихся старших классов мы находим значительные различия в числовых показателях контрольной и экспериментальной групп.

Рис. 2. Сравнительный анализ балловых показателей результатов теста дивергентного мышления учащихся контрольного и экспериментального классов после формирующего эксперимента.

Показатель беглости: 13.1 – 12.3 = 0,8 баллов роста

Показатель гибкости: 21.6 – 8.2 = 13.4 балла роста

Показатель оригинальности: 31.1 – 26.6 = 4.5 балла роста

Показатель разработанности: 19.3 – 11.4 = 7.9 баллов роста

Показатель продуктивность: 27.4 – 17.2 = 10.2 балла роста

Сумма: 97.1 – 71.3 = 25.8 балла роста.

В наибольшей степени выросли показатели гибкости, оригинальности, разработанности и развития (на 13,4; 4,5; 7,9 и 10,2 балла соответственно). Это подтверждает эффективность методов, выбранных для развития гибкости мышления учащихся в процессе проведения формирующего эксперимента. В ходе опытно-экспериментальной работы учащиеся научились выходить за границы предлагаемых заданий, добавлять значимые детали к целому.

Данные психодиагностического исследования методом самоотчета показывают совпадение характеристик контрольной и экспериментальной групп перед проведением формирующего эксперимента:

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов психодиагностического исследования методом самоотчета среди учащихся контрольного и экспериментального классов до формирующего эксперимента.

Показатели

любознательность 17,1 – 15,2 = 1,9

воображение 14,7 – 14,2 = 0,5

были незначительно выше в контрольной группе, разница составляла не более 0,3 балла.

Показатели:

сложность 17,6 – 15,2 = 2,4

рискованность 18,2 – 16,4 = 1,8

суммарный балл 63,6 – 60,2 = 3,4

были выше в экспериментальной группе, но имевшаяся разница не выходила за границы нормативных данных для опросника, приведенных авторами-разработчиками.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Обработка результатов и рекомендации к организации профессиональнойподготовки будущих специалистов
Для исследования были использованы педагогическое наблюдение и анкетирование. Так, нами, была модифицирована анкета ТГУ (для студентов). Целью анкетирования стало: выявление отношения к качеству образовательной деятельности (на МИПФ), т.е. отношение студентов к качеству образования (удовлетвореннос ...

Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву
Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе ...

Педагогическая практика как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям
Высокий уровень подготовленности выпускника-педагога по приведенным требованиям является предпосылкой к достижению профессионализма, а следовательно – к низкому уровню предрасположенности к профессиональной деформации. Вместе с тем педагогическая практика сама по себе – её содержание, организация – ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru