Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 14

Психологический мониторинг, тренинги. Здесь очень важна работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики.

К педагогическим условиям относятся:

Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей, руководителей исследовательской деятельности учащихся.

Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся (работа в НОУ, участие в разработке различных проектов, творческих конкурсах и др.)

Применение нетрадиционных методов в обучении.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.

Спецкурсы по основам исследовательской деятельности (факультативы, творческие семинары).

Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по предметам преподавателями ВУЗов (договоры с вузами о сотрудничестве).

Выявленные нами психолого-педагогические условия могут быть использованы для повышения эффективности научно-исследовательской работы учащихся школ, что будет способствовать увеличению числа участников и призеров олимпиад и научно-практических конференций не только школьного, городского и регионального, но и Всероссийского уровня. Вследствие этого произойдет повышение престижа школы. С учетом грядущего подушевого финансирования средних общеобразовательных учебных заведений этот фактор будет иметь большое значение для обеспечения их конкурентоспособности.

На основе анализа критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности, а также психолого-педагогических условий организации исследовательской деятельности могут быть разработаны рекомендации для учителей средних общеобразовательных школ по организации исследовательской работы учащихся старших классов.

В рамках поставленных задач исследования была разработана, и реализована программа опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе. В средней школе в большинстве случаев на уроках и в средних, и в старших классах формируется именно конвергентное мышление, которое, безусловно, необходимо, но как начальная ступень в формировании интеллектуальных процессов. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать у учащихся гибкость и оригинальность мышления, а также осуществлять переход от формирования конвергентного мышления к формированию дивергентного, т. к. дивергентное мышление выступает главной характеристикой гибкости мышления старшеклассника.

Базой для реализации программы опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе послужила МОУ СОШ №4 г. Елабуга. Целью опытно-экспериментальной работы было достижение значимой положительной динамики развития гибкости мышления школьников после проведения формирующего педагогического эксперимента.

Для диагностики гибкости мышления старшеклассников мы использовали тестовую батарею модифицированных креативных тестов Ф. Вильямса в адаптации Е.Е. Туника, разработанную в 1997–1999 гг.

Набор тестов был предназначен для комплексной диагностики креативности у учащихся старших классов и состоял из трех частей:

- теста дивергентного (творческого) мышления;

- теста личных творческих характеристик (опросника для учащихся);

- шкалы Вильямса (опросника для родителей и педагогов).

В формирующем эксперименте приняли участие 32 учащихся десятых классов МОУ СОШ №4 г. Елабуга. Сравнительный анализ проводился между учащимися контрольного и экспериментального классов до и после формирующего эксперимента. Данные психодиагностического исследования показывают, что до проведения формирующего эксперимента цифровые показатели контрольной и экспериментальной групп учащихся различались в незначительной степени.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Из опыта работы лучших педагогов и методистов
Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа. Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным ...

Мультимедийное программное обеспечение
Программное обеспечение - наряду с аппаратными средствами, важнейшая составляющая информационных технологий, включает компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся на машинных носителях. Программное обеспечение представляет собой либо данные для ...

Особенности наглядно - образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
К шести-семи годам у детей на основе практического и наглядно- чувственного опыта начинается формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Взрослым важно помнить, что все виды мышления тесно связаны друг с другом, ведь при решении любых школ ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru