Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 8

Обобщенными показателями достижений учащихся могут быть следующие:

культура профессиональной речи и диалогического общения;

ориентация рефлексии на результат и средства собственной деятельности, на личностные достижения, ценностные ориентации;

сочетание способности к кооперации и персонализации;

творческость и самостоятельность;

развитость дивергентного мышления, как способность к продуктивности и инновационности.

Для диагностики гибкости мышления старшеклассников мы использовали тестовую батарею модифицированных креативных тестов Ф. Вильямса в адаптации Е.Е. Туника, разработанную в 1997–1999 гг.

В современной психологической литературе наметилась стойкая тенденция заменять понятие «творческие способности» англоязычным термином «креативность», поэтому при описании содержания и результатов опытно-экспериментальной работы, мы будем использовать указанные понятия как синонимы. Набор тестов был предназначен для комплексной диагностики креативности у учащихся старших классов и состоял из трех частей: - теста дивергентного (творческого) мышления; - теста личных творческих характеристик (опросника для учащихся); - шкалы Вильямса (опросника для родителей и педагогов).

Мы решили провести именно комплексную диагностику творческих способностей для того, чтобы выявить, как работа по развитию гибкости мышления влияет на формирование других творческих качеств учащихся, а также чтобы получить более полную картину личности и изучить механизмы мышления потенциального «творца».

Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. По мнению авторов теста, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тест творческих характеристик личности – это опросник, состоящий из 50-ти пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя учащиеся. Эти факторы, по мысли разработчиков, являются индивидуально-личностными по природе и соответствуют чередованию левополушарного вербального анализа с правополушарными процессами.

Шкала Вильямса представляет собой опросник, с помощью которого посредством наблюдения можно оценить восемь факторов креативности, определяемых в двух предыдущих тестах. В опроснике приводятся по шесть характеристик для каждого из восьми факторов, по которым родителям и учителям предлагается оценить учащегося. Имеется также четыре вопроса открытого типа для самостоятельной характеристики ученика родителями и учителями. Эта шкала наглядно демонстрирует, на каком уровне, по мнению родителей и учителей, находятся творческие характеристики наблюдаемого ребенка. Два первых теста, предназначенные для детей, проводились совместно с классным руководителем на классном часу. Шкалу Вильямса для родителей и учителей педагоги заполняли в школе (в исследовании приняли участие 10 учителей-предметников и классные руководители контрольного и экспериментального классов), а материалы для родителей были переданы на дом родителям в конверте с просьбой принять участие в изучении творческих способностей ребенка. Для каждого ребенка были подсчитаны результаты и по данным учителя, и по данным родителей. Полученные от учителей и родителей результаты, были сопоставлены с результатами тестов творческого мышления и личностных творческих характеристик.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Методические особенности использования компьютера на уроках математики
а) Методы использования мультимедийных презентаций Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит перед собой учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наибол ...

Некоторые выводы содержательно-методического характера по реализации стохастической линии в основной школе
На основе всего рассмотренного и изученного материал по предложенной теме, можно сделать некоторые выводы и дать рекомендации по реализации стохастической линии в школе. Анализ учебной литературы по исследуемой теме показал, что разные авторы подошли к реализации нового содержания в учебниках по-ра ...

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru