Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 8

Обобщенными показателями достижений учащихся могут быть следующие:

культура профессиональной речи и диалогического общения;

ориентация рефлексии на результат и средства собственной деятельности, на личностные достижения, ценностные ориентации;

сочетание способности к кооперации и персонализации;

творческость и самостоятельность;

развитость дивергентного мышления, как способность к продуктивности и инновационности.

Для диагностики гибкости мышления старшеклассников мы использовали тестовую батарею модифицированных креативных тестов Ф. Вильямса в адаптации Е.Е. Туника, разработанную в 1997–1999 гг.

В современной психологической литературе наметилась стойкая тенденция заменять понятие «творческие способности» англоязычным термином «креативность», поэтому при описании содержания и результатов опытно-экспериментальной работы, мы будем использовать указанные понятия как синонимы. Набор тестов был предназначен для комплексной диагностики креативности у учащихся старших классов и состоял из трех частей: - теста дивергентного (творческого) мышления; - теста личных творческих характеристик (опросника для учащихся); - шкалы Вильямса (опросника для родителей и педагогов).

Мы решили провести именно комплексную диагностику творческих способностей для того, чтобы выявить, как работа по развитию гибкости мышления влияет на формирование других творческих качеств учащихся, а также чтобы получить более полную картину личности и изучить механизмы мышления потенциального «творца».

Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. По мнению авторов теста, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тест творческих характеристик личности – это опросник, состоящий из 50-ти пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя учащиеся. Эти факторы, по мысли разработчиков, являются индивидуально-личностными по природе и соответствуют чередованию левополушарного вербального анализа с правополушарными процессами.

Шкала Вильямса представляет собой опросник, с помощью которого посредством наблюдения можно оценить восемь факторов креативности, определяемых в двух предыдущих тестах. В опроснике приводятся по шесть характеристик для каждого из восьми факторов, по которым родителям и учителям предлагается оценить учащегося. Имеется также четыре вопроса открытого типа для самостоятельной характеристики ученика родителями и учителями. Эта шкала наглядно демонстрирует, на каком уровне, по мнению родителей и учителей, находятся творческие характеристики наблюдаемого ребенка. Два первых теста, предназначенные для детей, проводились совместно с классным руководителем на классном часу. Шкалу Вильямса для родителей и учителей педагоги заполняли в школе (в исследовании приняли участие 10 учителей-предметников и классные руководители контрольного и экспериментального классов), а материалы для родителей были переданы на дом родителям в конверте с просьбой принять участие в изучении творческих способностей ребенка. Для каждого ребенка были подсчитаны результаты и по данным учителя, и по данным родителей. Полученные от учителей и родителей результаты, были сопоставлены с результатами тестов творческого мышления и личностных творческих характеристик.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Источники питания в дикой природе. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи
Источники питания в дикой природе Неприкосновенный аварийный запас. Когда предполагаемый маршрут путешествия пролегает по безлюдным районам и особенно когда срок проведения похода выпадает на холодное время, группе целесообразно заранее укомплектовать продуктовый неприкосновенный запас (НЗ). Продук ...

Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся первого класса
Выявление сформированности навыков разговорной речи у глухих первоклассников осуществлялось двумя способами: во-первых мы получили интересующую нас информацию из карты наблюдения и во-вторых в ходе выполнения задания. Использование карты наблюдения. На каждого ребенка поступающего в нашу школу, с п ...

Результаты воспитательного процесса
Результаты воспитательного процесса - достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика. Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru