Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 10

После проведения формирующего педагогического эксперимента мы могли констатировать значимую положительную динамику развития творческих способностей в экспериментальной группе.

Рис. 4. Динамика развития творческих способностей в экспериментальной группе.

исследовательский учащийся образовательный школа

Любознательность выросла на 2,3 балла.

Воображение улучшилось на 3 балла.

Сложность выросла на 4,3 балла.

Рискованность увеличилась на 5 баллов.

Суммарный балл возрос на 18,4 балла.

Из числовых данных можно сделать вывод, что экспериментальная группа в ходе формирующего эксперимента перешла из области невысокой нормы (ниже среднего) в область умеренно-высокой нормы развития творческих способностей.

Таким образом, динамика развития творческих способностей учащихся по результатам заполнения шкалы Вильямса учителями и родителями оказалась положительной.

Рис. 5. Прирост творческих способностей учащихся экспериментальной группы по оценкам их педагогов и родителей

Рис. 6. Прирост творческих способностей учащихся контрольной группы по оценкам их педагогов и родителей

По результатам сравнения мнений педагогов и родителей можно сделать вывод: средние показатели, отмеченные родителями выше показателей учителей. Это означает, что родители в целом выше оценивают творческие возможности своих детей. Мнения учителей, на наш взгляд, более точны и дифференцированы. Так мы зафиксировали прирост творческих способностей учащихся экспериментальной группы по оценкам педагогов на 20,5 баллов 69,9 – 49,4 = 20,5, а по мнению родителей этот прирост составляет 31,5 балл 88,2 – 56,7 = 31,5 (см. рис. 5.). Экспертная оценка педагогов соответствует верхней границе нормы, т.е. выше среднего, что совпадает с данными теста дивергентного мышления и теста личностных творческих характеристик.

Динамика показателей контрольной группы не столь значительна (см. рис. 6.): по оценкам учителей прирост их творческих способностей составил 2,5 балла (51,2 – 48,7 = 2,5), по оценкам родителей 1,4 балла (57,3 – 55,9 = 1,4).

Итак, после проведения психодиагностического обследования с помощью батареи тестовых методик Вильямса можно сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента по развитию гибкости мышления старшеклассников у большинства учащихся экспериментального класса повысились показатели развития не только этого качества, но и других творческих способностей. Их показатели стали соответствовать умеренно-высокой норме развития креативных способностей. Динамика в контрольной группе была не столь существенна, и большинство учащихся осталось на своем уровне развития творческих способностей.

В современных условиях, исследовательская деятельность учащихся рассматривается как инструмент повышения качества образования.

При организации образовательного процесса, на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования школьников.

Среди форм организации исследовательской деятельности учащихся А.И. Савенков выделяет экспресс-исследования и долговременные исследования. В зависимости от выбранной темы их подразделяют на фантастические, теоретические и эмпирические. По количеству авторов исследования могут быть индивидуальные и коллективные или групповые.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадо ...

Закономерности развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста
Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка. Овладение техникой у детей нередко отстает от овладения изобразительными ум ...

Неразумная родительская любовь
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. Любовь умиления – это самое печальное, ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru