Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 10

После проведения формирующего педагогического эксперимента мы могли констатировать значимую положительную динамику развития творческих способностей в экспериментальной группе.

Рис. 4. Динамика развития творческих способностей в экспериментальной группе.

исследовательский учащийся образовательный школа

Любознательность выросла на 2,3 балла.

Воображение улучшилось на 3 балла.

Сложность выросла на 4,3 балла.

Рискованность увеличилась на 5 баллов.

Суммарный балл возрос на 18,4 балла.

Из числовых данных можно сделать вывод, что экспериментальная группа в ходе формирующего эксперимента перешла из области невысокой нормы (ниже среднего) в область умеренно-высокой нормы развития творческих способностей.

Таким образом, динамика развития творческих способностей учащихся по результатам заполнения шкалы Вильямса учителями и родителями оказалась положительной.

Рис. 5. Прирост творческих способностей учащихся экспериментальной группы по оценкам их педагогов и родителей

Рис. 6. Прирост творческих способностей учащихся контрольной группы по оценкам их педагогов и родителей

По результатам сравнения мнений педагогов и родителей можно сделать вывод: средние показатели, отмеченные родителями выше показателей учителей. Это означает, что родители в целом выше оценивают творческие возможности своих детей. Мнения учителей, на наш взгляд, более точны и дифференцированы. Так мы зафиксировали прирост творческих способностей учащихся экспериментальной группы по оценкам педагогов на 20,5 баллов 69,9 – 49,4 = 20,5, а по мнению родителей этот прирост составляет 31,5 балл 88,2 – 56,7 = 31,5 (см. рис. 5.). Экспертная оценка педагогов соответствует верхней границе нормы, т.е. выше среднего, что совпадает с данными теста дивергентного мышления и теста личностных творческих характеристик.

Динамика показателей контрольной группы не столь значительна (см. рис. 6.): по оценкам учителей прирост их творческих способностей составил 2,5 балла (51,2 – 48,7 = 2,5), по оценкам родителей 1,4 балла (57,3 – 55,9 = 1,4).

Итак, после проведения психодиагностического обследования с помощью батареи тестовых методик Вильямса можно сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента по развитию гибкости мышления старшеклассников у большинства учащихся экспериментального класса повысились показатели развития не только этого качества, но и других творческих способностей. Их показатели стали соответствовать умеренно-высокой норме развития креативных способностей. Динамика в контрольной группе была не столь существенна, и большинство учащихся осталось на своем уровне развития творческих способностей.

В современных условиях, исследовательская деятельность учащихся рассматривается как инструмент повышения качества образования.

При организации образовательного процесса, на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования школьников.

Среди форм организации исследовательской деятельности учащихся А.И. Савенков выделяет экспресс-исследования и долговременные исследования. В зависимости от выбранной темы их подразделяют на фантастические, теоретические и эмпирические. По количеству авторов исследования могут быть индивидуальные и коллективные или групповые.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Выбор и обоснование психолого – педагогической системы требований к профессиональной подготовке будущих специалистов
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психолог ...

Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации
Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая подросткам о ср ...

Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений сферы культуры. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru