Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 12

Положительную динамику развития творческих способностей учащихся отметили также учителя и родители.

После проведения психодиагностического обследования с помощью батареи тестовых методик Вильямса мы пришли к выводу, что после проведения формирующего эксперимента по развитию гибкости мышления старшеклассников у большинства учащихся экспериментального класса повысились показатели развития не только этого качества, но и других творческих способностей. Их показатели стали соответствовать умеренно-высокой норме развития креативных способностей. Динамика в контрольной группе была не столь существенна, и большинство учащихся осталось на своем уровне развития творческих способностей.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что не все школы России готовы к решению вопроса организации исследовательской деятельности учащихся. В то же время, во многих школах такая работа ведется уже давно. Примером тому могут быть научные общества учащихся (НОУ), создаваемые на базе школ и курирующие научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Для определения понятия исследовательской деятельности мы воспользовались формулировкой данной А.В. Леонтовичем, который под исследовательской деятельностью учащихся понимает творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Сущность понятия, то есть то, что отличает его от других похожих явлений действительности, заключается в его двуединстве – постоянном взаимодействии учителя и ученика как субъектов исследовательской деятельности.

Анализ предпосылок подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности показал, что эффективность формирования творческих качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога в этом направлении, но и от особенностей развития ученика как субъекта воспитания. Особое внимание также необходимо обращать на возрастные характеристики школьников и связанные с ними, психологически обусловленные основные виды деятельности.

Формирование мотивации ученика к исследовательской деятельности связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста, одной из которых является когнитивная (познавательная). При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что личность старшеклассника в психологическом отношении оказывается максимально предрасположенной к исследовательской деятельности. Причем ученики IX класса, судя по результатам проведенного исследования, проявляют больший интерес к исследовательской деятельности по сравнению с учащимися X–XI классов.

Условием эффективного вхождения старшеклассника в мир научного исследования является ориентация системы школьного образования в России на развитие личности учащегося, его способностей, задатков, интересов и пр. Если раньше задачей средней общеобразовательной школы было: вооружить учащегося знаниями, сформировать у него определенные умения и навыки, то целью современной школы является развитие творческих качеств каждого учащегося. Основным путем достижения этой цели считается организация исследовательской деятельности учащихся.

Для повышения эффективности исследовательской деятельности старшеклассника необходимо создание определенной ситуации успеха на уроке, когда ученик может увидеть реальные плоды своего труда, полученные в результате проведенного исследования или эксперимента, и это вдохновит его на новый поиск истины.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Изучение уровня развития волевых качеств у младших школьников
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах. Для формир ...

Организационно-методические основы учебного процесса
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, ...

Разработка творческого проекта «Копилка»
Для индивидуальной работы учащихся необходимы более простые проекты, которые в свою очередь должны дать чёткую картину принципа компьютерного моделирования и изготовления изделий на станках с ЧПУ. Рассмотрим вариант проекта – «Копилка» в виде куба. Возьмем самую простую геометрическую фигуру – куб. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru