Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 12

Положительную динамику развития творческих способностей учащихся отметили также учителя и родители.

После проведения психодиагностического обследования с помощью батареи тестовых методик Вильямса мы пришли к выводу, что после проведения формирующего эксперимента по развитию гибкости мышления старшеклассников у большинства учащихся экспериментального класса повысились показатели развития не только этого качества, но и других творческих способностей. Их показатели стали соответствовать умеренно-высокой норме развития креативных способностей. Динамика в контрольной группе была не столь существенна, и большинство учащихся осталось на своем уровне развития творческих способностей.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что не все школы России готовы к решению вопроса организации исследовательской деятельности учащихся. В то же время, во многих школах такая работа ведется уже давно. Примером тому могут быть научные общества учащихся (НОУ), создаваемые на базе школ и курирующие научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Для определения понятия исследовательской деятельности мы воспользовались формулировкой данной А.В. Леонтовичем, который под исследовательской деятельностью учащихся понимает творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Сущность понятия, то есть то, что отличает его от других похожих явлений действительности, заключается в его двуединстве – постоянном взаимодействии учителя и ученика как субъектов исследовательской деятельности.

Анализ предпосылок подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности показал, что эффективность формирования творческих качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога в этом направлении, но и от особенностей развития ученика как субъекта воспитания. Особое внимание также необходимо обращать на возрастные характеристики школьников и связанные с ними, психологически обусловленные основные виды деятельности.

Формирование мотивации ученика к исследовательской деятельности связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста, одной из которых является когнитивная (познавательная). При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что личность старшеклассника в психологическом отношении оказывается максимально предрасположенной к исследовательской деятельности. Причем ученики IX класса, судя по результатам проведенного исследования, проявляют больший интерес к исследовательской деятельности по сравнению с учащимися X–XI классов.

Условием эффективного вхождения старшеклассника в мир научного исследования является ориентация системы школьного образования в России на развитие личности учащегося, его способностей, задатков, интересов и пр. Если раньше задачей средней общеобразовательной школы было: вооружить учащегося знаниями, сформировать у него определенные умения и навыки, то целью современной школы является развитие творческих качеств каждого учащегося. Основным путем достижения этой цели считается организация исследовательской деятельности учащихся.

Для повышения эффективности исследовательской деятельности старшеклассника необходимо создание определенной ситуации успеха на уроке, когда ученик может увидеть реальные плоды своего труда, полученные в результате проведенного исследования или эксперимента, и это вдохновит его на новый поиск истины.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Описание занятий по развитию творческого воображения младших школьников на музыкальных занятиях
На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого воображения младших школьников, нами было проведено экспериментальное исследование с двумя группами детей этой возрастной категории. Базой для проведения опытно - - экспериментального исследования была и ...

Методика преподавания школьного курса информатики
Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки – методики преподавания информатики (МПИ), объектом которой является обучение информатике. К теории и методике обучения информатике нужно о ...

Особенности элективных курсов по технологии
Особенностью профориентационных курсов является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достат ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru