Кроме этих форм организации исследовательской деятельности в школе можно выделить НОУ, теоретические занятия по методологии исследования, написание научных квалификационных работ, диспуты, предметные кружки (факультативы), творческие занятия и др.
Общаясь с руководителем, школьники обучаются научному стилю речи, усваивают новую терминологию, стиль поведения, принятый в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Кроме этого, результатом исследовательской деятельности учащегося всегда является его личностное и интеллектуальное развитие. В связи с этим актуальной становится проблема выявления критериев отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью.
В ходе анализа работы школ, преуспевших в этом виде деятельности, нами были выявлены такие критерии как стремление старшеклассника к поисковой деятельности; терпеливость и настойчивость; готовность отстаивать свои убеждения; креативность, в том числе и в отношении мышления; творческое воображение как способность представить себе конечный продукт своей исследовательской деятельности или же ее отдельные компоненты; самокритичность; дивергентное мышление и гибкость ума; способность разрабатывать гипотезу научного исследования; умение видеть проблему и находить способ ее решения; отношение к участию в научно-исследовательских конференциях как к средству достижения научных целей; творческий оптимизм; динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, определяемая в ходе диагностики, проводимой в рамках специального исследования.
Преобладание конвергентного типа мышления у учащихся становится источником неуверенности в получении положительного результата в области поиска, что в свою очередь отталкивает их от исследовательской деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы попытались осуществить переход от формирования конвергентного мышления к формированию дивергентного, т. к. дивергентное мышление выступает главной характеристикой гибкости мышления старшеклассника. Целью опытно-экспериментальной работы было достижение значимой положительной динамики развития гибкости мышления школьников после проведения формирующего педагогического эксперимента.
Данные психодиагностического исследования показали, что до проведения формирующего эксперимента цифровые показатели умений учащихся контрольной и экспериментальной группы различались в незначительной степени. Таким образом, перед проведением формирующего эксперимента показатели развития творческих способностей по результатам теста «Творческое мышление» были практически одинаковыми. После проведения формирующего эксперимента по развитию гибкости мышления учащихся в наибольшей степени выросли показатели гибкости, оригинальности, разработанности и развития. Это подтверждает эффективность методов, выбранных для развития гибкости мышления учащихся в процессе проведения формирующего эксперимента. В ходе опытно-экспериментальной работы учащиеся научились выходить за границы предлагаемых заданий, добавлять значимые детали к целому. Кроме того, мы могли констатировать значимую положительную динамику развития любознательности, воображения и рискованности в экспериментальной группе. Из полученных данных можно было сделать вывод, что экспериментальная группа в ходе формирующего эксперимента перешла из области невысокой нормы (ниже среднего) в область умеренно-высокой нормы развития творческих способностей.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления
старшеклассников во внеурочной учебной работе
Возникновение новых, непривычных для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом производства на конкурентную основу и современными методами управления им, необходимостью быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности обуславливают потребность поиска ...
Классификации нарушений слуха
В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л.В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи ...
Диагностика организации методической работы в ДОУ
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации, утверждает Кларин М. В.(25), может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи к ...