Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Страница 4

Если правое полушарие смотрит на мир непосредственно практически, то левое предпочитает абстрагирующее опосредование, символические формы и теоретические выводы. Если, образно говоря, правое полушарие живет и чувствует, то левое — наблюдает и делает выводы. Специализация правого полушария — получение целостного образа, специализация левого — оперирование категориями и понятиями, теоретические обобщения и классификации. Левое полушарие опирается на процессы аналитического свойства, когда поступающая информация обрабатывается путем последовательного сопоставления всех дискретных единиц между собой; правое же полушарие предпочитает «гештальтирование», т.е. опору на целостный одномоментный образ. Целое является левому полушарию как результат аналитической деятельности по установлению сходств и различий, представленных сознанию элементов, правому же полушарию целое предстает как результат интуитивного постижения.

Такая «специализация» обоих полушарий позволила ученым сделать вывод о художественных наклонностях правого полушария, которому подчинена образная сфера деятельности человека, включая все несловесные и нелогические формы, а также об абстрактно-логических наклонностях левого полушария, которому подчинена речевая деятельность и любая иная, связанная с аналитической обработкой поступающих извне данных. Сравнивая характеристики лево- и право- полушарного мышления, можно заметить явное соответствие между лево - полушарными процессами и стратегиями музыкального восприятия, характеризующими взрослых в отличие от детей, музыкантов в отличие от не музыкантов, а также слушателей интра - музыкального типа, опирающихся в своем восприятии на структурные закономерности музыки, в отличие от слушателей экстра - музыкального типа, предпочитающих всевозможные ассоциации и образные параллели.

Левополушарные стратегии восприятия, связанные с аналитическим подходом к материалу, предполагают умение разделять живое тело музыки на аспекты и стороны звучания и в то же время слышать взаимосвязь этих условно отделенных друг от друга сторон и аспектов — гармонии и ритма, фактуры и формы, звуковысотной линии и ладовых отношений. Без сложной интеллектуальной деятельности, пусть и бессознательной, невозможно осмыслить всю совокупность музыкальных событий, совершающихся внутри звукового процесса. Правополушарные стратегии предполагают конкретность и внимание к единичному явлению как таковому, они тяготеют к фрагментарности, точности восприятия, к мышлению аналогиями. Эти качества характеризуют музыкальное восприятие детей, не музыкантов и слушателей с «образным» типом восприятия. Обусловленно это тем, что целостность, нерасчлененность на аспекты и категории, свойственная правому полушарию, соответствует столь же целостному, даже от части диффузному, смутному образу произведения в сознании детей, не музыкантов и слушателей с «образной» стратегией музыкального восприятия. При этом ведущей операцией правополушарного мышления является перевод последовательно совершающихся событий в целостный образ.

Конечно, ни правополушарная, ни левополушарная стратегии восприятия в чистом виде не существуют, это лишь тенденции, характеризующие те или иные группы слушателей, тенденции, обозначающие стихийные предпочтения, сложившиеся в рамках этих групп у большинства принадлежащих к ним слушателей. В действительности же, принимая во внимание особо сложный, комплексный характер музыкального восприятия, требующий участия обоих полушарий, можно предположить, что адекватное восприятие в его реальном виде предполагает владение и той, и другой стратегией. Каждая, из них составляет неотъемлемую часть воспитанного восприятия, представляющего собой культурную норму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе, но, несмотря на это, он остается одной из не до конца изученных категорий. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Сложность феномена ...

Основы педагогического контроля в высшей школе
Контроль стимулирует обучение и влия­ет на поведение студентов. Как показала практика, по­пытки уменьшить контроль в учебном процессе приводят к снижению качества обуче­ния. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффек ...

Информационные технологии и их роль в повышении профессиональной компетентности специалиста культуры
Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словам ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru