Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Страница 2

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистичным методом художника не устраивает. Мир, воображаемый и отображаемый таким художником – фантасмагория, иррациональная образность, за которой стоят вполне очевидные реалии. К примеру, плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких. Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально – нравственное воздействие на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с воображением активным: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создаёт его в своём воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.

Импульсом творческого процесса, но гораздо реже, чем в предыдущей ситуации, становится пассивное воображение. «Спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Безусловно, работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, и других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Различают и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грёзы, мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Галлюцинациями называют фантастические видения, как правило они появляются в результате тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождая многие болезненные состояния. В отличие от галлюцинаций, грёзы – это вполне нормальное психическое состояние человека. Они представляют собой фантазию, связанную с желаемым, несколько идеализируемым будущим. Мечта от грёзы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью и таким образом, вполне осуществима.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций, так, с помощью воображения представляется возможность:

- представлять действительность в образах, имея при этом возможность пользоваться ими решая определенные задачи;

- регулировать эмоциональные состояния, при помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, включая и возможность снимать порождаемую ими напряжённость;

- принимать участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности таких, как восприятие, внимание, память, речь, эмоции. Посредством образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

формирования внутреннего плана действий, включая сюда способность выполнять их в уме, манипулируя образами;

планирования и программирования деятельности, составления концертных программ, оценивая их правильности. (По Немову Р.С).

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями своего организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Но и само воображение является явлением динамическим и поддаётся коррекции. При помощи специальных упражнений и приемов его можно развивать. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, развитие воображения, естественно, происходит за счет активного участия в занятиях данными видами деятельности. Нужный результат достигается и в аутогенной тренировке путём специальной системы упражнений, нацеливающих на то, чтобы усилием воли научится расслаблять отдельные группы мышц, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучени ...

Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточног ...

Характеристика неуспеваемости в учебном процессе
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [5,13]. Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как не ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru