Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистичным методом художника не устраивает. Мир, воображаемый и отображаемый таким художником – фантасмагория, иррациональная образность, за которой стоят вполне очевидные реалии. К примеру, плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких. Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально – нравственное воздействие на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с воображением активным: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создаёт его в своём воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.
Импульсом творческого процесса, но гораздо реже, чем в предыдущей ситуации, становится пассивное воображение. «Спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого.
Безусловно, работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, и других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Различают и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грёзы, мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Галлюцинациями называют фантастические видения, как правило они появляются в результате тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождая многие болезненные состояния. В отличие от галлюцинаций, грёзы – это вполне нормальное психическое состояние человека. Они представляют собой фантазию, связанную с желаемым, несколько идеализируемым будущим. Мечта от грёзы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью и таким образом, вполне осуществима.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций, так, с помощью воображения представляется возможность:
- представлять действительность в образах, имея при этом возможность пользоваться ими решая определенные задачи;
- регулировать эмоциональные состояния, при помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, включая и возможность снимать порождаемую ими напряжённость;
- принимать участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности таких, как восприятие, внимание, память, речь, эмоции. Посредством образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;
формирования внутреннего плана действий, включая сюда способность выполнять их в уме, манипулируя образами;
планирования и программирования деятельности, составления концертных программ, оценивая их правильности. (По Немову Р.С).
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями своего организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Но и само воображение является явлением динамическим и поддаётся коррекции. При помощи специальных упражнений и приемов его можно развивать. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, развитие воображения, естественно, происходит за счет активного участия в занятиях данными видами деятельности. Нужный результат достигается и в аутогенной тренировке путём специальной системы упражнений, нацеливающих на то, чтобы усилием воли научится расслаблять отдельные группы мышц, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела.
Неразумная родительская любовь
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. Любовь умиления – это самое печальное, ...
Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка.
Средства реализации принципа наглядности
Роль наглядности в преподавании языка общепризнанна. Однако один из главных принципов обучения за последние годы претерпел серьезные изменения. Что же нового современная дидактика вносит в понимание наглядности? Какова методическая целесообразность этого нового подхода? В современной дидактике утве ...
Информационные технологии и их роль в
повышении профессиональной компетентности специалиста культуры
Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словам ...