Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Страница 6

Для профессионального же музыканта, говоря словами Г. Г. Нейгауза, «музыка - законченная речь, ясное высказывание она имеет определенный имманентный смысл и поэтому для ее восприятия и понимания не нуждается ни в каких дополнительных словесных или изобразительных толкованиях и пояснениях . Вот почему для людей, одаренных творческим воображением, вся музыка целиком в одно и то же время и программа (так называемая чистая, беспрограммная музыка тоже!), и не нуждается ни в какой программе, ибо высказывает на своем языке до конца все свое содержание».(22,32).

Выше уже отмечалось, что любой творец, создавая художественное произведение, будь то повесть, живописное полотно или скульптура, как бы стремится перевоплотиться в своих героев. Особенно явственно это ощущается в творчестве актера. Такой же психологический механизм срабатывает и в деятельности музыканта-исполнителя, и в деятельности слушателя. Уметь перевоплощаться должен не только композитор, но и исполнитель, и слушатель.

Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю, слушателю необходимо уметь переносится в другие миры, отличающиеся от тех, что мы наблюдаем в обыденной повседневной жизни. Процесс постижения музыкального произведения исполнителем и слушателем в некотором роде оказывается сродни состоянию трансцендентальной медитации, когда оба — и исполнитель и слушатель — оставляют свой обыденный мир чувств, представлений и переносятся в своем воображении в иные миры. Они испытывают чувства, которые может быть, до этого им были неведомы, к ним приходят образы ранее незнакомые, в них рождаются мысли, ранее не существовавшие. В этом случае возникает то самое единство человека с миром, о котором с восторгом писали Ф.Тютчев, М. Пришвин, Даниил Андреев. Для достижения таких «пиковых» переживаний в процессе восприятия искусства необходимо соответствующее развитие нервно- психической организации человека, опыт, и, конечно же, развитое воображение. Не случайно, Л. С. Выготский, в своей работе «Психология искусства», неоднократно подчеркивал: «Для ребенка, лишенного воображения, восприятие искусства, а значит, и достижение «пиковых» переживаний недоступно. Поэтому для развития восприятия произведений искусства, в том числе и музыки, так важно иметь развитое воображение, которое учит человека подниматься над обыденной действительностью и приобщаться к духовному опыту человечества» (4, 46). Толчком для развития воображения могут послужить детская игра и воображаемые обстоятельства.

Задачей подготовительного периода развития музыкального воображения следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, включающего в себя и музыкально-слуховые представления, и двигательные, и зрительные. При этом, на занятиях подготовительного периода весьма важным оказывается включение детей в разнообразные виды художественной деятельности — чтение и сочинение стихов, рисование, лепку из глины и пластилина, инсценирование песен, игры-драматизации. Особенностью развитого музыкального воображения является его необычайно богатая вариативность. Развитие и формирование такого вариативного подхода к исполняемому музыкальному произведению может и должно лежать в основе развития у музыкантов творческого воображения. Множественность трактовок музыкального произведения достигается за счет вариативного использования исполнительских средств выразительности — динамики, агогики, артикуляции, педализации. Так произведение может быть показано педагогом различными приемами в градациях динамик от pp до ff , метрически точно и rubato, ligatissimo и marсatissimo, с педалью и без нее и т.д. В каждом случае изменение только одного средства музыкальной выразительности ведет за собой определенные изменения в целостном образе музыкального произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности
До недавнего времени главным результатом обучения и воспитания детей считались усвоенные ЗУН. Однако социально-экономические преобразования в обществе происходят очень быстро и непредсказуемо. Современным детям приходится жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их родители. П ...

Понятие творческой деятельности, пути и способы реализации творческой деятельности
В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации. Проведен анализ научной и педагогической литературы по вопросам учета в процессе обучения школьников индивидуальных особенностей их мыслительной деятельности. Рассмотр ...

Ситуация речевого общения, ее значение и функционирование в условиях школы для слабослышащих учащихся
Обратимся к следующему компоненту речи, важному для ее функционирования, а именно к понятию ситуации общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru