Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Страница 6

Для профессионального же музыканта, говоря словами Г. Г. Нейгауза, «музыка - законченная речь, ясное высказывание она имеет определенный имманентный смысл и поэтому для ее восприятия и понимания не нуждается ни в каких дополнительных словесных или изобразительных толкованиях и пояснениях . Вот почему для людей, одаренных творческим воображением, вся музыка целиком в одно и то же время и программа (так называемая чистая, беспрограммная музыка тоже!), и не нуждается ни в какой программе, ибо высказывает на своем языке до конца все свое содержание».(22,32).

Выше уже отмечалось, что любой творец, создавая художественное произведение, будь то повесть, живописное полотно или скульптура, как бы стремится перевоплотиться в своих героев. Особенно явственно это ощущается в творчестве актера. Такой же психологический механизм срабатывает и в деятельности музыканта-исполнителя, и в деятельности слушателя. Уметь перевоплощаться должен не только композитор, но и исполнитель, и слушатель.

Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю, слушателю необходимо уметь переносится в другие миры, отличающиеся от тех, что мы наблюдаем в обыденной повседневной жизни. Процесс постижения музыкального произведения исполнителем и слушателем в некотором роде оказывается сродни состоянию трансцендентальной медитации, когда оба — и исполнитель и слушатель — оставляют свой обыденный мир чувств, представлений и переносятся в своем воображении в иные миры. Они испытывают чувства, которые может быть, до этого им были неведомы, к ним приходят образы ранее незнакомые, в них рождаются мысли, ранее не существовавшие. В этом случае возникает то самое единство человека с миром, о котором с восторгом писали Ф.Тютчев, М. Пришвин, Даниил Андреев. Для достижения таких «пиковых» переживаний в процессе восприятия искусства необходимо соответствующее развитие нервно- психической организации человека, опыт, и, конечно же, развитое воображение. Не случайно, Л. С. Выготский, в своей работе «Психология искусства», неоднократно подчеркивал: «Для ребенка, лишенного воображения, восприятие искусства, а значит, и достижение «пиковых» переживаний недоступно. Поэтому для развития восприятия произведений искусства, в том числе и музыки, так важно иметь развитое воображение, которое учит человека подниматься над обыденной действительностью и приобщаться к духовному опыту человечества» (4, 46). Толчком для развития воображения могут послужить детская игра и воображаемые обстоятельства.

Задачей подготовительного периода развития музыкального воображения следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, включающего в себя и музыкально-слуховые представления, и двигательные, и зрительные. При этом, на занятиях подготовительного периода весьма важным оказывается включение детей в разнообразные виды художественной деятельности — чтение и сочинение стихов, рисование, лепку из глины и пластилина, инсценирование песен, игры-драматизации. Особенностью развитого музыкального воображения является его необычайно богатая вариативность. Развитие и формирование такого вариативного подхода к исполняемому музыкальному произведению может и должно лежать в основе развития у музыкантов творческого воображения. Множественность трактовок музыкального произведения достигается за счет вариативного использования исполнительских средств выразительности — динамики, агогики, артикуляции, педализации. Так произведение может быть показано педагогом различными приемами в градациях динамик от pp до ff , метрически точно и rubato, ligatissimo и marсatissimo, с педалью и без нее и т.д. В каждом случае изменение только одного средства музыкальной выразительности ведет за собой определенные изменения в целостном образе музыкального произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка- инвалида увеличиваются. Жилье обычно не приспособл ...

Методы, формы и средства изучения раздела
Метод по-гречески — «путь», «способ поведения».Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и исполъзовать их на практике. Большинство отечественны ...

Тематический план и методические рекомендации к проведению лекционных занятий
В высшей школе три основные формы работы – лекция, семинар и самостоятельная работа студентов (изучение литературы и источников, написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ). Важнейшим видом работы студентов являются также производственные и учебные практики. Цель вуза в соврем ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru