Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике

Страница 7

Музыкальное произведение, записанное композитором при помощи нот, однозначно, однако в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Стимулирование педагогом вариативного подхода к исполняемому произведению ведет к формированию богатого творческого воображения учащихся, повышает художественную выразительность игры.

Как уже говорилось, деятельность музыкального воображения связана с музыкально-слуховыми представлениями, которые развиваются на основе восприятия музыки. Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща; во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых - это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий - то, что воспринимается сознанием публики, становясь частью музыкальной культуры, приживаясь в ней; и наконец, музыкальное восприятие — это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора; всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

Английский психолог Вернон Ли, автор фундаментального труда «Музыка и ее почитатели», считает что отклик людей на музыку бывает двух видов: "слушатели" (по-английски — lesteners, что подразумевает некоторую слушательскую деятельность), и "слышатели" (по-английски — heares, что означает слышащие непреднамеренно, невольно):

«"Слушание" имеет место тогда, когда человек опирается на то, что движется и изменяется, и в нем самом этот процесс вызывает сложную духовную и интеллектуальную деятельность высшего порядка. "Слышатели", наоборот, склонны грезить наяву, их внимание уносится далеко от музыки. Вместо того чтобы концентрировать свой музыкальный опыт так, чтобы все другие мысли казались посторонними, моменты активного внимания к музыкальным формам возникают как острова, заливаемые волнами разнообразных мыслей: воспоминаний, ассоциаций, предложений, визуальных образов и эмоциональных состояний, плавающих вокруг более или менее ясных музыкальных впечатлений. Таким образом, одно соучаствует в другом, образуя гомогенное или своеобразно мечтательное состояние».

В контексте данного раздела весьма важна информация относительно особенностей музыкального воспитания ребёнка. Так, Д.К. Кирнарская считает: «Музыкальное восприятие ребенка в отличие от взрослого должно включать в себя следующие черты: преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями». Этим самым автор указывает, на доминирование в работе образного начала.

Эту же мысль подчёркивает и Г. М. Цыпин, по мнению которого, нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Более того учёный указывает на то, что этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности, здесь много такого, что естественным образом пробуждает любопытство ребенка. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления природы. Она может веселить или печалить, под нее можно танцевать, маршировать, разыгрывать разные сценки «из жизни» и т. д. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки — в этом, собственно, одна из главных целей музыкального воспитания, ровно, как и формирование-развитие способности воспринимать музыкальные явления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Методика организации и проведения творческих соревнований на уроках информатики
В данном параграфе будут рассмотрена методика организации и проведения творческих соревнований на уроках информатики, приведен урок-соревнование, который можно провести в 9 классе средней школы. Одной из эффективных форм повышения качества обучения служат внеклассные мероприятия. Способствуя более ...

Загрязнение окружающей среды
Химическая промышленность охватывает большое количество отраслей: производство основного органического синтеза, нефтехимические, коксохимические и другие- производства. Часть из них уже стала самостоятельными отраслями промышленности. Производство кислот, солей, щелочей, некоторых химических элемен ...

Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru