Как решаются эти задачи?Здесь практически необозримый простор для различных приёмов и способов преподавания, для тех или иных методических подходов к учащимся. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя-музыканта ничем не ограничены, кроме, естественно здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий педагога. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся — и не только вызвать, но и поддерживать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Полезно предварять слушание музыки вступительным словом учителя - лаконичным, емким по содержанию, способным заинтересовать детскую аудиторию, увлечь заинтересовать ребенка, сфокусировав его внимание на «объекте».В этом - первоочередное условие успешности музыкально-- воспитательной работы, в частности развития способности ребенка к восприятию музыки. Для того чтобы направить процедуру слушания музыки в нужное русло, полезно дать детям творческие задания. Весьма полезно в плане развития образного воображения детей задания, связанные с определением характера музыки, пояснением о чем она рассказывает и что изображает, сравнением двух или нескольких пьес, нахождением разницы между ними и т.д. Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного художественного явления должны учителем поощряться и поддерживаться.
Иллюстрируя музыку с помощью слова, учителя нередко обращаются к разного рода штампам и стереотипам, проводя аналогию звучания верхних нот с «зайчиками», «птичками», нижних — с «медведями», «слонами» и иными представители животного мира. Безусловно словесные стереотипы использовать можно и без них иной раз не обойтись, но лучше все же не злоупотреблять ими — штамп есть штамп, его экспрессивные воздействия, как правило, невелики.
Практиками замечено, что интерес к занятиям поднимает эмоциональный тонус обучающихся. Поэтому основная задача учителя заключается в создании условий способствующих всестороннему развитию каждого учащегося, развитию его художественно-образного мышления, эмоциональной сферы, вкуса, эстетических потребностей, интересов и др.
Гораздо на более высоком уровне по восприятию музыки находятся музыканты – профессионалы и подготовленная часть слушательской аудитории. Музыкальное восприятие этой категории людей отличается повышенной аналитичностью, абстрактностью, способностью к органическому сочетанию дифферинцированности и иерархичности. Дело в том, что музыкально-языковые жанровые эталоны, на которые ориентируется музыкант - профессионал или подготовленный слушатель, в процессе восприятия нового музыкального произведения, претворены в последнем в особой и неповторимой, отличной от других произведений форме. Элитному слушателю тут приходится не просто распознавать знакомые правила и приемы в контексте данного произведения, но и формировать индивидуальный контекст. В этом случае качество восприятия и степень его приближенности к идеалу адекватности будет определяться умением, оперировать индивидуальными эталонами, сложившимися в процессе слушания данного произведения. В классической музыкальной культуре без этого не обойтись. Этот уровень овладения аналитико-синтетическими операциями можно было бы назвать музыкально-- речевой компетентностью. Именно на этом уровне можно говорить о том, что данного индивида можно отнести к слушателям художественно-- аналитического типа. Термин «аналитический тип» означает сущностную связь того типа восприятия, который свойствен профессиональным музыкантам и музыкально образованным взрослым, с аналитической формой музыкального произведения, т.е. со всей совокупностью присутствующих в нем организованных звукоотношений с точки зрения их высоты и длительности.
Особенности элективных курсов по технологии
Особенностью профориентационных курсов является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достат ...
Классификация средств обучения
Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного в основу признака: 1-я классификация (по общим свойствам) 1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знако ...
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития
творческих способностей
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возм ...