Общие впечатления о педагогической практике и педагогическая направленность позволят сопоставить успешность получения первого профессионального опыта с положительной ориентацией на педагогическую профессию, с присутствием профессиональной направленности. Анализ сложных моментов педагогической практики у студентов и особенности проявления их личности в деятельности позволит выявить проявившиеся предпосылки к профессионально- педагогической деформации личности.
Для реализации концепции исследования был сформирован пакет исследовательских методик в который входили: анкета «Уровень сформированности компонентов педагогической деятельности» (приложение А), методика «Ценностные ориентации» М.Рокича (приложение Б), методика «Эмоциональное выгорание» Е.П.Ильина. (приложение В). Данный пакет методик дополнялся анализом отчетов по педагогической практике 2011-2012 годов.
Анкета «Уровень сформированности компонентов педагогической деятельности» направлена на выявление особенностей реализации студентами-практикантами каждого из компонентов педагогической деятельности в течение педагогической практики.
Анкета включает в себя блок с инструкцией по ее заполнению, блок, в котором указываются данные респондента (ФИО и группа), а также блок содержащий вопросы и задания, способствующие определению уровня сформированности компонентов педагогической деятельности у студентов.
Инструкция поясняет, какие типы вопросов и заданий содержит анкета и каким образом их выполнять.
Общее количество вопросов в анкете – двадцать. Вопросы составлены на базе комплексной таблицы «Компоненты педагогической деятельности», полученной в результате анализа в теоретической части данной работы различных научных источников. Соответственно, вопросы и задания условно разбиты на три блока:
1) вопросы с первого по седьмой раскрывают когнитивные особенности деятельности студента на педагогической практике;
2) вопросы с восьмого по тринадцатый дают информацию по реализации студентом-практикантом деятельностного компонента;
3) вопросы с четырнадцатого по девятнадцатый раскрывают личностные особенности деятельности студента в течение педагогической практики.
Двадцатое задание анкеты является обобщающим, включает в себя различные элементы каждого из трех компонентов педагогической деятельности и направлено на получение итогового представления об областях педагогической деятельности, которые вызывали затруднения у студентов в течение практики.
Следует отметить, что условное разделение вопросов и заданий анкеты в соответствии с компонентами педагогической деятельности подразумевает получение ответа, раскрывающего особенности проявления студента в соответствующем компоненте деятельности. Но при этом, глубокий анализ ответа по каждому вопросу и заданию анкеты позволяет сделать вывод не только по соответствующему компоненту педагогической деятельности, но и по двум остальным компонентам, поскольку, очевидно, компоненты деятельности прочно связаны между собой.
В целях уверенности в достоверности и устойчивости позиции опрашиваемого, а не случайности ответа, в анкете предусмотрены контрольные вопросы, позволяющие выявить возможные противоречия в ответах.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операци ...
Программные требования по развитию разговорной речи в школах для глухих
учащихся
Специальных уроков разговорной речи в школе глухих не выделяется, но в школьной программе имеется раздел «Развития разговорной речи». Речевой материал, представленный в нем, является обязательным для работы на всех уроках. Кроме того, в программе по каждому учебному предмету изложен объем требовани ...
Направления воспитания
Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое. Умственное в ...