Исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации личности на этапе первого педагогического опыта

Развитие образования » Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям » Исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации личности на этапе первого педагогического опыта

Страница 4

Эмоциональное выгорание — один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности, связанном с психической усталостью человека, приводящую к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т.е. к равнодушию). Таким образом, мы проверяем наличие первых признаков эмоционального выгорания у студентов, как одних из наиболее ярких предпосылок к профессиональной деформации.

Для получения полноценного представления о результатах прохождения студентами педагогической практики, исследовательский пакет дополнен анализом отчетов по педагогической практике 2011-2012 годов. Отчеты, содержащие учебно-методическую, воспитательную и рефлексивную часть позволят определить возникшие у практикантов затруднения, определить область их возникновения. Кроме того, отчеты содержат отзывы преподавателей и руководителей педагогической практики с оценками деятельности студентов, что добавляет объективность выводам об успешности прохождения студентом педагогической практики.

На основании описанной концепции и подобранных методик проведено исследование.

Исследование проводилось на базе института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (ИППС СФУ). Респондентами выступили студенты специальности 050501.65 «Профессиональное обучение(по отраслям)», получившие первый педагогический опыт на педагогической практике (8 семестр) в 2011 - 2012 году. В целом в исследовании приняло 53 человека.

Респондентам предлагалось заполнить методики сразу по окончанию педагогической практики (две недели после окончания). В это время студенты испытывают различного рода эмоции, находятся под впечатлением проявления себя в роли педагога.

Все методики к заполнению были выданы одним пакетом, единовременно. Для исследования использовались территориальные и материальные ресурсы, предоставленные СФУ: аудитории и их обеспечение.

Данные заполненных респондентами бланков методик обработаны и представлены в таблицах. Итоговые выводы имеют наглядное выражение в графиках.

Результаты анкеты представлены в таблице 4. Данные, представленные таким образом, дают целостное представление о полученных результатах и охарактеризовать выводы.

Таблица 3 – Результаты данных по анкете.

Вопрос (задание)

Кол-во ответов, %

1) Предмет, который вы преподавали во время педагогической практики – это тот предмет, который вы хотели вести или хотели бы другой, но так получилось, что вам достался этот?

- да, это тот предмет, который я хотел(а) вести

93

- хотел(а) бы преподавать другой предмет, но в условиях, которые были предложены, такой возможности не было

7

2) Много ли времени уходило у вас на подготовку к каждому занятию?

- на подготовку к занятию затрачивали 2,5-3 часа

53

- на подготовку к занятию затрачивали 4-6 часов

33

- на подготовку к занятию затрачивали больше одного дня

14

3) Какие методы и методики вы использовали для изучения курируемой группы?

- удовлетворительные знания в вопросе по методикам исследования коллектива

66

- неудовлетворительные знания в вопросе по методикам исследования коллектива

34

4) Вспомните проведенные занятия, как вы оцениваете по 5-ти бальной шкале базовый уровень знаний учащихся по предмету, который вы вели?

Вопрос (задание)

Кол-во ответов, %

- оценили базовые знания учащихся на «три»

60

- оценили базовые знания учащихся на «два»

13

- оценили базовые знания учащихся на «единицу»

7

5) Случалось ли так, что вы не могли ответить на вопросы учеников на уроке по материалу?

- таких ситуаций не возникало

80

- знали, но не поняли формулировки и запутались

7

- не изучали программу, по которой был задан вопрос, поэтому не смогли ответить

7

- сыграл психологический момент, не смог собраться с мыслями и недостаточно владели материалом по теме

6

6) Как вы считаете, какая стадия развития ученического коллектива наиболее интересна для студента-практиканта с точки зрения его профессионального саморазвития? Почему?

- средний уровень развития группы

60

- вторая стадия развития группы

20

- первая стадия, потому что больше всего проблем и интересно их изучать

7

- высокий уровень развития группы

7

- не ответили на вопрос

6

7) Оцените критично, достаточно ли вам было педагогических знаний для грамотного конструирования урока, для выполнения методической разработки, для решения возникавших педагогических ситуаций?

- педагогических знаний было достаточно в учебно-методической области и не достаточно в воспитательной

60

- достаточно знаний в воспитательной области и не достаточно в учебно-методической

13

- не достаточно знаний в учебно-методической части и в этом видят свою вину

7

- знаний совсем не достаточно, постоянно было ощущение, что не понимаю что и как делать

7

- ни один из видов педагогической деятельности не вызвал затруднений

13

8) Как связан преподаваемый вами на практике предмет с «современным миром»? В чем его «нужность»?

- показали связь с «современным миром», обосновали «нужность»

0

- только показали связь с «современным миром»

22

Вопрос (задание)

Кол-во ответов, %

- только обосновали «нужность»

30

-ответ не может быть учтен, как удовлетворяющий вопросу

48

9) Раскрывая учебный материал на занятиях, давали ли вы ученикам интересные научные факты, которые им до вас никто не давал? Где брали?

- не использовали интересные научные факты на занятиях

27

- интересные научные факты искали в интернете

27

- пользовались и учебниками и интернетом

28

- давали интересные факты из личного опыта

7

- пользовались интернетом, учебниками и научными журналами

11

10) Что вы предпринимали в течение педагогической практики для осуществления собственного саморазвития?

- читали литературу по воспитательной части;

27

- для осуществления собственного саморазвития они общались с преподавателями

19

- пользовались и литературой и общались с преподавателями

7

- использовали различные методы и приемы

7

- строили уроки в более интересных формах

9

- выполняли задачи педагогики

10

- решали педагогические ситуации

14

- пробовали различные методы и читали литературу

7

11) Какое направление будущей дипломной работы вам ближе всего? Оцените привлекательность для вас предложенных направлений по шкале от 0 до 5-ти (0 баллов – совсем непривлекательно, 5 баллов – очень привлекательно):

- наиболее привлекательной темой для дипломного проектирования является б)

45

- вторая по привлекательности тема д)

36

- наименее привлекательные темы для диплома г);в)

40

12) Оцените от 0 до 10-ти, насколько сложно во время педагогической практики вам было выполнять следующие виды работ (0 баллов – совсем несложно, 10 баллов - очень сложно)

- максимально сложно было выполнять: д); ж)

60

- наиболее легко было выполнить: в); з)

52

13) Представьте, вы разработали увлекательное, нестандартное занятие, рассчитывая на возможности аудитории (проектор, электронные тренажеры), но за 10 мин до занятия вам меняют аудиторию на другую, неприспособленную. Ваши действия?

Вопрос (задание)

Кол-во ответов, %

- будут проводить занятие с использованием того, что есть(мел, доска, задействовать учащихся)

46

- расскажут другую тему или проведут контроль

33

- оставят на самостоятельную работу

7

- будут пытаться отстоять аудиторию

14

14) Представьте, вы выдали группе задание на курсовой и поставили требования к уровню выполнения. На момент итоговой проверки курсового, ни один студент не соответствует поставленным требованиям, хотя большинство группы активно работало в течение семестра. Студенты просят снизить требования. Ваша реакция?

- снижают оценки и принимают как есть

17

- снижают требования

34

- не снижают требования, пробуют помочь

7

- снижают требования, но дают дополнительное задание

14

-спросят совет у кого-нибудь

7

-не снижают требования

14

- не знают как поступить

7

15) Когда вам срочно необходима идеальная дисциплина в классе, а ребята чем-то возбуждены, вы делаете следующее:

- просят тишины, объясняют, что для них это важно

23

- попытаются заинтересовать

27

- проведут физ минутку

14

- постараются обратить внимание на их поведение

10

- постучат по столу, либо похлопают в ладоши

12

- попросят успокоиться и не мешать друг другу

7

- не знают как поступить в такой ситуации

7

16) После вашего вопроса/замечания студенту, он реагирует на грани хамства. Ваша реакция?

- делают замечание

14

- не обращают внимания

7

- попросят вести себя спокойно и позже выяснят причину такого поведения

14

- не обратят внимания, освободят с урока

8

- попросят ответить, когда выздоровеет

7

- за хамство выгонят из класса

8

- ответят на той же волне

7

Вопрос (задание)

Кол-во ответов, %

- находят, что ответить, чтобы понял, что не прав

14

- затрудняются ответить

7

- успокоят его

7

- удивят

7

17) Перед началом занятия вы попросили группу приготовить доску, но войдя в класс видите, что доска осталась грязной. Может не услышали, а может….? Ваши действия?

- попросят кого-нибудь из учащихся

34

- еще раз попросят

20

- объяснят, что грязно – плохо

7

- попросят дежурного

20

- попрошу старосту подействовать

7

- попросят с первой парты

7

- жду пока приготовят

7

18) В курируемой вами группе очень хорошие ребята, но некоторые из них очень слабо занимаются, в том числе и по вашему предмету. Стоит ли что-то предпринять? Если да, то что?

- предложат консультации

34

- узнают причину

11

- пускай работают и помогают друг другу

27

- выдадут более легкие и интересные задания

19

- будут мотивировать на учебу

7

19) В учебнике Н.А Иванова написано: «Хороший ученик должен быть спокойным и вежливым, исполнительным, воздерживаться от несущественных вопросов». Прокомментируйте.

- «Таких не бывает!» (отрицательная интонация)

27

- если хороший педагог, то должен задавать вопросы

7

- не значит, что плохой

12

- должен задавать вопросы – способствует развитию

20

- согласны насчет вежливости и исполнительности

10

- должен задавать вопросы по предмету, а педагог отвечать

17

- верно

7

20) Какие из представленных ниже элементов педагогической деятельности вызывали у вас наибольшее затруднение во время прохождения педагогической практики? Проранжируйте от «1» для самого сложного до «18» для самого легкого.

Вопрос (задание)

Кол-во ответов, %

- момент оценивания и выставления оценок (Д, Л)

24

- разработка практической части урока (карточки-задания, контрольные вопросы и др.)(К, Д)

7

- удержание дисциплины (Д)

47

- держать обратную связь (Д)

47

- укладываться во временные рамки (Д)

60

- заинтересовать в теме (Д, К)

18

- разрабатывать урок так, чтобы соответствовал целям (Д)

9

- объяснять новый материал (Д, К)

7

- владеть аудиторией (Д, Л)

40

- организовывать внеклассную работу учеников (Д, Л)

37

- правильно подбирать средства, методы (Д, К)

7

- составлять психолого-педагогический портрет группы (К, Д)

15

- сдерживаться когда ученики хамят (Л)

30

- каждый день приходить в учебное заведение и проводить там почти весь день (Л)

35

- составлять отчет по педагогической практике (Д)

18

- быстро реагировать на выпады учеников (Д, К, Л)

26

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Обязанности профессорско-преподавательского состава
Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем: 1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедлив ...

Описание сущности педагогического опыта, условия его использования
В моей профессиональной деятельности мне очень повезло, последние годы я работаю с высокомотивированными, творчески одаренными коллегами и учащимися. В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогическ ...

Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, он ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru