Вывод: В результате проведенной методики выявился уровень сформированности предметного рисунка у старших дошкольников. Таким образом, у большинства исследуемых старших дошкольников уровень развития наглядно-образного мышления ниже среднего.
3. Методика «Найди время года». (По материалам Стребелевой Е.А.)
Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года, т.е. уровня развития наглядно-образного мышления.
Материал: сюжетные картинки со специфичискими признаками четырех времен года. (Приложение 3).
Ход обследования: перед ребенком раскладываем четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Просим ребенка показать, где изображена зима, лето, осень, весна. Затем спрашиваем: «Как ты догадался, что здесь изображена зима (весна, лето, осень)». В случаях затруднения проводим обучение: перед ребенком оставляем картинки с изображением только двух времен года – лета и зимы. Задаем ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».
Оценка результатов:
1 балл – не понимает цели задания, перекладывает картинки – низкий уровень;
балла - принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением только двух времен года – зимы и лета – уровень ниже среднего;
балла – принимает задание, уверенно и самостоятельно соотносит изображение только двух времен года – зимы и лета – средний уровень;
балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями, может объяснить выбор определенного времени года – высокий уровень
Таблица 4
Выявление уровня развития наглядно-образного мышления по методике «Найди время года». Констатирующий этап эксперимента
№ |
Имя ребёнка |
Возраст |
Уровень развития |
Баллы |
1. |
Альбина Б. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
2. |
Миша Ю. |
5,6 |
Ниже среднего |
2 |
3. |
Валерия М. |
5,3 |
Ниже среднего |
2 |
4. |
Арина Б. |
5 |
Низкий |
1 |
5. |
Денис Д. |
5,5 |
Ниже среднего |
2 |
6. |
Саша Щ. |
5,5 |
Ниже среднего |
2 |
7. |
Настя Г. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
8. |
Никита Я. |
5,7 |
Ниже среднего |
2 |
9. |
Камилла С. |
5,4 |
Низкий |
1 |
10. |
Инесса М. |
5,7 |
Ниже среднего |
2 |
11. |
Матвей М. |
5,5 |
Низкий |
1 |
12. |
Саша П. |
5,4 |
Ниже среднего |
2 |
13. |
Инна З. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
14. |
Игорь П. |
5,5 |
Ниже среднего |
2 |
15. |
Маша К. |
5,7 |
Ниже среднего |
2 |
16. |
Соня Д. |
5,6 |
Ниже среднего |
2 |
17. |
Игнат Ф. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
18. |
Таня П. |
5,2 |
Ниже среднего |
2 |
19. |
Кирилл Г. |
5,5 |
Низкий |
1 |
20. |
Макар Р. |
5,3 |
Низкий |
1 |
21. |
Лиза Б. |
5,2 |
Низкий |
1 |
22. |
Иван Б. |
5,4 |
Ниже среднего |
2 |
Источники
воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве
Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко изменили национальный состав социального пространства, обострив межнациональные взаимоотношения между людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполн ...
Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного
подхода в обучении
Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. По мнению Быстровой Е.А. [5], эта цель может быть достигнута через личностно ориентированное обучение, сущность которого состоит в с ...
Семинарские и практические занятия высшей школе
Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагае ...