Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 2

Однако анализ современной педагогической литературы показывает, что на сегодняшний день уже существует множество диагностического материала для выявления типа мышления, но еще не созданы конкретные методические разработки по развитию таких качеств мышления школьников как оригинальность, дивергентность и гибкость. Этой проблемой пока занимаются только разнообразные коммерческие центры, которые за определенную плату предлагают тренинги развития гибкости и нестандартности мышления как у детей, так и у взрослых.

Проблема опытно-экспериментальной работы, таким образом, состоит в том, как осмыслить и преодолеть противоречия между:

1) социальной потребностью в подготовке мобильного конкурентоспособного выпускника средних общеобразовательных учебных заведений и отсутствием целенаправленной работы школьных учителей в этом направлении;

2) наличием у старшеклассников высокого интереса к исследовательской деятельности и, одновременно, высокого уровня неуверенности в получении положительного результата из-за преобладающего конвергентного типа мышления;

3) необходимостью использования учителем методик по развитию гибкости мышления школьников и недостаточной разработанностью этой области в современной педагогике.

Эти факторы и противоречия в комплексе существенно актуализировали выбор темы опытно-экспериментальной работы в рамках нашего исследования: «Развитие гибкости мышления старшеклассников во внеурочной воспитательной работе».

Основная идея, которую мы предлагаем как опытно-экспериментальную – идея повышения мотивации школьников к занятию исследовательской деятельностью и преодоления неуверенности старшеклассников в получении положительных результатов собственной научно-поисковой работы путем развития у них гибкости мышления. Замысел эксперимента состоит в пошаговой реализации идеи, а именно в:

развитии способности изменять собственную точку зрения;

формировании умения смотреть на объект исследования с разных сторон;

развитии дивергентности (вариативности) мышления;

развитии продуктивности и оригинальности мышления;

повышении уровня развития способности к мысленному перемещению;

формировании умения видеть проблему;

овладении методами наблюдения и элементарного анализа действительности;

развитии способности по-разному смотреть на одно и то же явление или событие;

формировании умения давать определение понятиям.

В качестве объекта опытно-экспериментальной работы мы выделяем – мыслительный процесс учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.

Предметом опытно-экспериментальной работы является переход от формирования у учащихся конвергентного мышления к формированию дивергентного стиля мышления старшеклассника во внеурочной воспитательной работе среднего общеобразовательного учебного заведения.

Педагогическая цель опытно-экспериментальной работы состоит в формировании у учащихся дивергентного стиля мышления и развитии его гибкости во внеурочной учебной работе среднего общеобразовательного учебного заведения.

Цель опытно-экспериментальной работы – достижение значимой положительной динамики развития гибкости мышления школьников после проведения формирующего педагогического эксперимента.

Для достижения целей важно решить задачи опытно-экспериментальной работы:

осуществить теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития гибкости мышления школьников;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Обработка и интерпретация данных исследования
Согласно выполненным психодиагностическим исследованиям по методикам Дж. Холланда, ДДО Климова Е.А., методика изучения локус контроля, нами были статистически обработаны и получены следующие результаты. Методика Дж. Холланда. При изучении профессиональных предпочтений по данной методике в группе ис ...

Значение, задачи и функции контроля знаний
Контроль над качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения эффективности обучения биологии. На основе, полученной в результате проверки информации, учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школь ...

Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников через произведения М. Пришвина
Все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих — трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других — физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любя ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru