3) соревновательная ситуация (Применение этого метода создает необходимость отбора мнений за счет сокращения числа суждений, их группировки, выделения перспективных направлений поиска и отбрасывания субъективных и явно неэффективных мнений. Следовательно, ученику приходится прибегать к самокритике, что активизирует продуктивность и оригинальность мышления. Развитие мнений идет в процессе соревнования идей. Мотивация на достижение наилучшего результата за наименьшее количество времени стимулирует учащихся каждой из команд объединиться в стремлении на достижение истины. Чем больше учащиеся способны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее дискуссия. Таким образом соревновательная ситуация выдвигает требование сотрудничества, реализация которого невозможна без гибкого стимулирования тех идей, которые обладают наибольшей обоснованностью. Человек, обладающий развитым дивергентным мышлением, не только может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но становится способным к толерантности. Толерантность – способность человека слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать мнения, отличные от своего. Дивергентное мышление выступает основой толерантности.);
метод «Неоконченный рассказ» (По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов. Поэтому применение данного метода позволяет ученикам не ориентироваться на стереотипы и имеющийся опыт и дает свободу для творчества. В отличие от традиционной версии заданий этого типа: «Продолжите рассказ» более продуктивным можно считать задание: «Составьте рассказ, используя имеющуюся концовку». Оценивается, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения.);
метод «Шести думательных шляп» (Этот метод разработал известный психолог – Эдвард де Боно. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Всего предлагается шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор – это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры – и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль. Она, в свою очередь, в известной мере изменит наш взгляд на мир. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.
Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
Синяя шляпа – размышления. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
Среди основных категории детей, нуждающихся в социальной защите социальный педагог, работающий в ДОУ, может столкнуться со следующими категориями: 1. Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития [14;105]. Эта ка ...
Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках
Педагогическому поиску технологии, способствующей развитию творческого потенциала ученика с целью превращения его в самостоятельно мыслящего, деятельного субъекта учебно-воспитательного процесса автор посвятил три года. 2008/2009 учебный год автор посвятил выбору темы и изучению библиографических и ...
Особенности воспитания единственного ребенка в семье
На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, ч ...