Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 6

Для того, чтобы эта методика заработала, необходимо взять проблему, которая в действительности в данное время волнует учащихся. Это может быть и общественная, и техническая, и учебная проблема, или проблема, связанная с деятельностью школы, взаимоотношениями детей в классе, отношениями с родителями. Обсуждение начинается последовательно, «снимая и надевая» разные шляпы.

6) игра (Применение игровых заданий типа: «Сколько значений у предмета». помогает углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы. Дивергентное мышление старшеклассников можно развивать с помощью широко известных игровых заданий, предложенных американским психологом Дж.П. Гилфордом. Ученикам предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др. Главное, в этом задании также не следует спешить с уничтожающей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты, которые действительно применимы. Эта игра позволяет ребенку научится концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

В игровой форме можно также преподнести такое задание – «Назовите как можно больше признаков предмета». Ведущий называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача учащихся – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс. 7) наблюдение (Наблюдение выступает как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить и это совсем не простая задача. Способность к видению нового в предмете, о котором ученик уже имеет представление, характеризует процесс формирования дивергентности мышления.

В качестве примера упражнения для развития способности к наблюдению можно использовать задание – «Наблюдение очевидного». Учащимся предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту. Причем важно подчеркнуть, что говорить надо не о том, что может казаться им, благодаря предыдущему опыту. Например, в качестве объекта у нас выступает знакомый человек. У каждого есть некое представление о нем. Поговорим об этом, а затем понаблюдаем. У человека очевиден цвет глаз, длина волос. Можно определить каким, в данный момент, является направление взгляда, опущены или приподняты уголки губ, каков цвет кожи, или прическа и покрой одежды и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Проблема развития мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии
Понятие мотивация (от лат. movere) имеет несколько трактовок: 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека деятельно удовлетворять ...

Контрольный этап эксперимента
После проведения формирующего этапа эксперимента, были определены задачи контрольного эксперимента: - выявить динамику развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - обобщить и сравнить полученные результаты с первоначальными данными; - опреде ...

Типы и виды контроля знаний
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: Внешний - осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося. Взаимный – осуществляется учащимся над деятельностью товарища. Самоконтроль – осуществляется учащимися н ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru