Особую значимость в плане развития психо-социальной сферы старшеклассников имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или даже героя художественного произведения пробуждает внимание ученика к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказочных текстах. Таким образом, не только активизируется установление связей произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно – ученик исследует и изучает всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей. Прекрасный материал для этого содержат многие сказки и произведения художественной литературы.)
8) рассказ (Рассказ – это метод монологического изложения материала, применяемый для формирования системности и целостности дивергентного мышления.);
9) метод «мозгового штурма», или «мозговой атаки» (Один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления. Впервые этот метод был использован в США как способ получения новых идей, заключающийся в полной свободе высказываний и запрещении их критики. Замечено, что боязнь критики мешает творческому мышлению, поэтому основная идея штурма – это отделение процедуры генерирования идей от процесса анализа и оценки высказанных идей.
Как правило, штурм длится около 40 мин. Участникам предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему. Критика запрещена. Обычно высказывается более 50 идей. Регламент – до двух минут на выступление.
Самый интересный момент штурма – это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т.е. происходит непроизвольная генерация гипотез участников. При последующем анализе всего лишь 10 – 15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов, не участвовавших в генерации;
– метод мозговой атаки «6, 3, 5» состоит в том, что учащиеся выступают в роли специалистов фирмы (это может быть крупное автомобильное предприятие, рекламное агентство и т.д.) 6 специалистов за 5 минут должны предложить 3 варианта прогноза развития той или иной ситуации. Через 5 минут для той же процедуры приглашаются следующие 6 сотрудников и т.п. Таким образом, за полчаса фирма может получить 108 новых идей и предложений, которые затем активно обсуждаются и используются. Метод имеет важное значение для развития оригинальности мышления.);
10) эвристическая беседа (В развитии самостоятельности первостепенное значение играют вопросы дивергентного типа, предполагающие, что учитель не имеет на них готовых ответов и мысль его работает над заведомо новыми вопросами в их определенной независимости от знаний и опыта обучения.).
Ряд методов, применяемых педагогом в процессе проведения этих занятий, позволяет сосуществовать различным точкам зрения на одну и ту же проблему, кроме того, порождает, культивирует и поощряет различные решения одной и той же проблемы, развивает гибкость мышления старшеклассников.
Независимо от того, какой метод применяется, необходимы следующие четыре правила:
1) воздержание от преждевременных суждений – необходимо исключить преждевременную критику идей;
2) раскованность – чем безумнее идея, тем лучше результаты;
3) количество – необходимо получить как можно больше идей;
4) перекрестное опыление – может быть полезно комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими.
Развитие наглядно-образного мышления детей средствами конструирования
из бумаги
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать. В настоящее время м ...
Этапы становления технологического образования в
России
Предпосылки, оказавшие влияние на формирование технологического образования в России. К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I знач ...
Педагогическая значимость праздников и досугов
Однако истоки праздничного действа связаны с противопоставлением праздника обычным дням - будням. В.Н. Топоров отмечал, что целью праздника было достижение оптимального состояния его участников от полноты мира и (или) Богоощущения до восстановления некоторого среднего, нейтрального обыденного уровн ...