Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Страница 7

Особую значимость в плане развития психо-социальной сферы старшеклассников имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или даже героя художественного произведения пробуждает внимание ученика к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказочных текстах. Таким образом, не только активизируется установление связей произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно – ученик исследует и изучает всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей. Прекрасный материал для этого содержат многие сказки и произведения художественной литературы.)

8) рассказ (Рассказ – это метод монологического изложения материала, применяемый для формирования системности и целостности дивергентного мышления.);

9) метод «мозгового штурма», или «мозговой атаки» (Один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления. Впервые этот метод был использован в США как способ получения новых идей, заключающийся в полной свободе высказываний и запрещении их критики. Замечено, что боязнь критики мешает творческому мышлению, поэтому основная идея штурма – это отделение процедуры генерирования идей от процесса анализа и оценки высказанных идей.

Как правило, штурм длится около 40 мин. Участникам предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему. Критика запрещена. Обычно высказывается более 50 идей. Регламент – до двух минут на выступление.

Самый интересный момент штурма – это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т.е. происходит непроизвольная генерация гипотез участников. При последующем анализе всего лишь 10 – 15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов, не участвовавших в генерации;

– метод мозговой атаки «6, 3, 5» состоит в том, что учащиеся выступают в роли специалистов фирмы (это может быть крупное автомобильное предприятие, рекламное агентство и т.д.) 6 специалистов за 5 минут должны предложить 3 варианта прогноза развития той или иной ситуации. Через 5 минут для той же процедуры приглашаются следующие 6 сотрудников и т.п. Таким образом, за полчаса фирма может получить 108 новых идей и предложений, которые затем активно обсуждаются и используются. Метод имеет важное значение для развития оригинальности мышления.);

10) эвристическая беседа (В развитии самостоятельности первостепенное значение играют вопросы дивергентного типа, предполагающие, что учитель не имеет на них готовых ответов и мысль его работает над заведомо новыми вопросами в их определенной независимости от знаний и опыта обучения.).

Ряд методов, применяемых педагогом в процессе проведения этих занятий, позволяет сосуществовать различным точкам зрения на одну и ту же проблему, кроме того, порождает, культивирует и поощряет различные решения одной и той же проблемы, развивает гибкость мышления старшеклассников.

Независимо от того, какой метод применяется, необходимы следующие четыре правила:

1) воздержание от преждевременных суждений – необходимо исключить преждевременную критику идей;

2) раскованность – чем безумнее идея, тем лучше результаты;

3) количество – необходимо получить как можно больше идей;

4) перекрестное опыление – может быть полезно комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Методические основы подготовки учителя к уроку права
Подготовка учителя права к урокам представляет собой важный этап профессиональной деятельности педагога и осуществляется до начала учебного года. Каждый учитель права должен быть хорошо знаком с требованиями государственного стандарта знаний образовательной области «Обществознание», в первую очеред ...

Цели и задачи элективных курсов
Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить с ...

Методы научного познания. Теоретические методы познания
Во введение мы определили метод как "определение", однако, в литературе существуют и другие определения. Так, в "источник" понятие метод трактуется как совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Другие источники предлагают иные опре ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru