В результате: 64% опрошенных студентов чувствовали неудовлетворенность собой во время и после практики; 57% на момент прохождения практики чувствовали «загнанность в клетку»; 53% старались редуцировать профессиональные обязанности; 80% испытывали эмоциональную отстраненность; а у 77% опрошенных присутствовала личная отстраненность.
Таким образом, видно, что первый педагогический опыт является основополагающим для развития эмоционального выгорания. Поэтому необходимо бороться с предпосылками, вызывающие развитие синдрома.
Исходя из изучения отчетов педагогической практики, было видно: насколько студент справился с учебно-методической частью, как была проработана и выполнена воспитательная работа, а так же его рефлексия о прохождении практики. Успешность прохождения педагогической практики подтверждается оценкой.
Хорошо подготовлен учебно-методический материал, рассмотрена воспитательная часть: составлены портреты учащихся и группы. В рефлексивной части студенты раскрывают сложные моменты педагогической практики, в основном это воспитательная часть работы: хамство со стороны подопечных, неспособность найти общий язык с учениками, отсутствие мотивации учащихся на учебный процесс, неуважение личности педагога.
В результате анализа видно, что когнитивный и деятельностный компоненты сформированы достаточно хорошо, а в личностном компоненте возникают трудности. Это проявляется в таких качествах как толерантность, требовательность, принципиальность, ответственность, коллективизм. Об этом говорят всплески негативных эмоций, требования всякого рода отдачи от учащихся, отсутствие взаимопонимания с учениками.
Проведенное исследование позволило определить «слабые» стороны педагогической практики у студентов, выявить область трудностей, с которыми пришлось столкнуться.
Стабильные показатели по ряду вопросов анкеты говорят об отсутствии каких-либо затруднений по поводу недостатка педагогических знаний. А воспитательная работа в отличие от учебно-методической, требует практических навыков в реальных условиях больше, чем теоретических знаний. Поэтому при хорошей когнитивной подготовленности у студентов, не имеющих достаточного педагогического опыта, возникают вполне объяснимые затруднения в области воспитательной работы. Результаты анкеты представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты анкеты
Так же виден низкий уровень исследовательских способностей, что в свою очередь, говорит о низкой педагогической направленности студентов, отсутствии инициативности. Сравнительно небольшое количество времени, затраченное на подготовку к занятию, показывает хорошее развитие когнитивной составляющей. В то же время, несогласие тратить больше времени при очевидно недостаточном качестве подготовленности (по мнению самих же студентов), говорит о низком уровне сформированности педагогической направленности и педагогической ответственности.
Наиболее освоенной, привлекательной для студентов является работа, связанная с конструктивными способностями. Соответственно, наименее освоенными являются проектировочные способности.
Теоретико-методологические аспекты качества образования
1. Анализируя процесс трансформации образования с точки зрения возможностей формирования социокультурного потенциала развития общества, можно согласиться с проектным характером постановки проблемы в следующем виде: «Образование в России должно стать ведущим механизмом развития российского общества. ...
Классификации нарушений слуха
В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л.В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи ...
Специальная педагогика и педагогика Монтессори
воспитание монтессори специальный педагогика Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика удивительно точно сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики. Установлено, что интег ...