Исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации личности на этапе первого педагогического опыта

Развитие образования » Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям » Исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации личности на этапе первого педагогического опыта

Страница 11

Делаем вывод о том, что у респондентов не возникает сложностей, связанных с исследовательскими и коммуникативными способностями; а воспитательные, организаторские и конструктивные способности имеют недостаточный уровень развития для выполнения соответствующих педагогических функций без затруднений.

В методике «Ценностные ориентации» в списке предложенных ценностей присутствуют как ценности соноправленные (высокий моральный облик общества; познание, интеллектуальное развитие; интересная работа; творческая деятельность; образованность; широта взглядов) идеал педагогической деятельности, так и ценности весьма далекие от педагогической направленности (здоровье; любовь; материально обеспеченная жизнь; получение удовольствий; счастливая семейная жизнь; любовь; наличие верных и хороших друзей; независимость; высокие запросы). Предпочтение тех или иных ценностей указывает на наличие, либо отсутствие педагогической направленности у респондентов. По результатам методики наблюдается явное преобладание в структуре личности респондентов ценностей, слабо связанных с педагогической направленностью. Это не говорит об отсутствии педагогической направленности в целом у респондентов, но позволяет сделать вывод о недостаточной её силе для желания бороться с проявившими предпосылками профессионально-педагогической деформации, для желания работать над собой в пользу профессии. Результаты данной методики представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты методики «Ценностные ориентации»

В методики «Эмоциональное выгорание» состояние респондентов оценивается по 5 шкалам. Как и следовало ожидать, не один из показателей не проявился как сложившийся, но некоторые показатели – неудовлетворенность собой и редукция профессиональных обязанностей, проявили себя на уровне выраженных предпосылок, приблизившись по баллам к нижней границе уровня проявления сложившегося симптома. Остальные показатели эмоционального выгорания у большинства респондентов проявились, но на уровне, не достаточном для того чтобы учитывать их роль в возникновении предпосылок к эмоциональному выгоранию на данном этапе. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты методики «Эмоциональное выгорание»

Судя по отчетам, проблем с подбором, разработкой и изложением учебного материала не было. Возникали сложности в поддержании дисциплины на уроке, организации и проведении воспитательных мероприятий, внеклассной работы с учащимися, самоконтроле.

Достаточно явно видно, что наибольшие затруднения, связаны с недостатками в сформированности личностного компонента, который в свою очередь отражен в деятельностном.

При обработке результатов исследования была возможность сравнить зависимость показателей методик по отдельным респондентам между собой. Такой анализ показал, что у респондентов которые согласно анкете и отчетов по педагогической практики испытывали значительные затруднения получая первый опыт реальной педагогической деятельности имеют и высокие показатели эмоционального выгорания и не корректные для педагогической направленности ценностные ориентации. И наоборот. Респонденты с низким уровнем сформированности признаков эмоционального выгорания и педагогической направленностью не испытывали значительных проблем во время прохождения педагогической практики ни по одному из компонентов педагогической деятельности. Следовательно, мы можем сделать вывод о существовании зависимости между уровнем подготовленности студентов к педагогической деятельности и формированием предпосылок к профессионально-педагогической деформации личности. Что подтверждает гипотезу исследования о том, что качественная подготовка студента к педагогической практике снижает вероятность проявления предпосылок к профессиональным деформациям.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Вариативные модели адаптивной школы
Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром ...

Влияние эмоций на человека
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Опираясь на исследование Л.Е. Попова, можно привести пример влияния эмоций на учебно-познавательный процесс. Когда человек получает задачу, на которую нет готового ответа, происходит мобилизация р ...

Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом классе
Дидактические игры можно использовать почти на каждом уроке, отводя на их проведение 5-10 минут учебного времени. Дидактическую игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого-либо материала. Каждая дидактическая игра преследует определенные цели. Проведение игры с детьми и умелое руково ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru