Наименее значимыми терминальными и инструментальными ценностями для студентов обоих курсов являются: творческая деятельность; равенство (в возможностях); четкая определенность во всем; высокие запросы; непримиримость к своим и чужим недостаткам; широта взглядов.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что ценности респондентов, несмотря на разницу учебных курсов, в целом едины. Это может объясняться близостью возраста, единообразием социальной ситуации.
В ракурсе влияния педагогической практики на ценностные ориентации делаем вывод, что преобладает семейно-бытовая активность большинства учащихся и после прохождения педагогической практики данная ситуация не меняется в сторону профессиональной заинтересованности. Малоценными остались такие педагогически значимые ценностные ориентации, как высокий моральный облик общества; познание, интеллектуальное развитие; творческая деятельность; образованность; широта взглядов; терпимость к мнениям других.
Таким образом, результаты данной методики, говорят о наличии у большинства респондентов терминальных и инструментальных ценностей, не совпадающих с педагогической направленностью.
С помощью методики «Эмоциональное выгорание» мы выяснили, насколько студенты подвержены синдрому эмоционального выгорания после прохождения педагогической практики. Результаты ответов сведены в таблицу 5.
Таблица 5 – Симптомы эмоционального выгорания
Симптомы |
Суммарные баллы |
Неудовлетворенность собой |
w = 14 |
«Загнанность в клетку» |
i = 6 |
Редукция профессиональных обязанностей |
l = 11 |
Эмоциональная отстраненность |
z = 3 |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
Х =5 |
Неудовлетворенность собой у студентов-практикантов проявилась на грани эмоционального выгорания, одним кажется, что они могли бы проявить себя гораздо лучше, другие не смогли реализовать себя на практике из-за внутренних барьеров. «Загнанность в клетку» выявилось на стадии складывающегося синдрома. Редукция профессиональных обязанностей на начальном этапе сложившегося синдрома – студент старается переложить обязанности на других, – «виноваты руководители, виноваты учащиеся, виноваты все, только не я». Эмоциональная отстраненность проявляется совсем в маленькой степени, первый педагогический опыт для студентов-практикантов нечто новое, не опробованное, поэтому чаще всего вызывает много эмоций. Личная отстраненность проявляется у тех, кто после первой практики совсем не представляют свое дальнейшее существование в области педагогики, первый опыт ставит все на свои места.
Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации
Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая подросткам о ср ...
Психолого-педагогические аспекты организации обучения с использованием
творческих задач, условия для его реализации
урок информатика школа педагогический творческий В данном параграфе рассмотрены психолого – педагогические аспекты организации творческой деятельности, проведен анализ, в результате которого выявлено, какие необходимо создать условия для ее реализации, так чтобы у школьников возникла заинтересованн ...
Личность в организации, роль характера, темперамента в
профессиональной деятельности
Управление в современном дошкольном учреждении – это целеустремленная деятельность всех педагогов, направленная на обеспечение стабилизации, оптимального функционирования и развития ДОУ. Управление методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода, по мнению Никишиной И.В. (25), ...